Отопительный сезон и поставки в Китай поддержали октябрьский экспорт
Наступление отопительного сезона положительно повлияло на увеличение экспорта угля из России, что позволило сократить разницу в объемах поставок по сравнению с предыдущим годом. Согласно аналитическим данным, октябрьские отгрузки продемонстрировали рост на 6%, причем основная часть этого увеличения была направлена в Китай. Эксперты прогнозируют, что итоговое снижение поставок за год составит 9-10%, однако перспективы на 2025 год выглядят оптимистично благодаря планируемому запуску Тихоокеанской железной дороги.
За период с января по октябрь общий объем экспорта угля составил 164 млн тонн, что на 9% меньше показателей аналогичного периода прошлого года. Октябрьские поставки достигли 16,5 млн тонн, превысив сентябрьский показатель на 6%. Заметно улучшилась динамика по сравнению с прошлым годом – если в сентябре отставание составляло 11%, то в октябре оно сократилось до 4%.
Интересная тенденция наблюдалась в географии поставок: при снижении экспорта через порты Усть-Луги значительно возросли отправки через дальневосточные порты. Объемы поставок через порты Дальнего Востока увеличились на 9% в годовом исчислении и на 13% по сравнению с сентябрем, достигнув 10,4 млн тонн. При этом экспорт через северо-западные порты снизился на 27% год к году.
Статистика железнодорожных перевозок за десять месяцев показывает рост погрузки угля в восточном направлении на 4,7%. Морские порты Дальнего Востока обработали 92,2 млн тонн угля, а порты Балтийского бассейна – 38,3 млн тонн, включая 35,8 млн тонн через Усть-Лугу.
Октябрь ознаменовался значительным увеличением поставок в Китай – рост составил 8% к сентябрю и 21% год к году, достигнув 9,4 млн тонн. Кроме того, выросли отгрузки в Индонезию до 0,5 млн тонн, а поставки в Израиль достигли рекордных 0,3 млн тонн.
Эксперты связывают октябрьский рост экспорта с сезонным увеличением потребления. Ноябрьские перспективы также выглядят оптимистично благодаря текущему курсу рубля. Ожидается, что в декабре пиковый спрос начнет снижаться, однако экономические факторы продолжат оказывать положительное влияние на экспортеров.
Значительную роль в развитии экспортного потенциала сыграет запланированный на 2025 год запуск Тихоокеанской железной дороги с первоначальной мощностью 30 млн тонн в год и возможностью увеличения до 50 млн тонн. Дополнительным стимулом может стать потенциальный рост сырьевых цен на фоне изменений в глобальной экономической политике и природных факторов в ключевых угледобывающих регионах.
Источник:www.kommersant.ru