
Междисциплинарная группа исследователей МГУ ведет масштабное изучение артефактов, относящихся к языческой и христианской культуре древней Руси. В рамках проекта по изучению средневекового Новгорода специалисты сделали интереснейшее открытие — обнаружили металлическую булавку с изображением птицы. Находка датируется второй половиной XII — началом XIII века и была найдена во время раскопок на Троицком участке.
Благодаря тщательному комплексному анализу находки удалось раскрыть глубокий символизм изображения павлина в христианской традиции, понять особенности народных верований того времени, а также проследить пути проникновения этого образа в новгородское декоративное искусство. Кроме того, ученые смогли определить технологические особенности изготовления подобных булавок и происхождение металла.
От найденной на Троицком раскопе булавки сохранилась только головка — стержень и часть декоративного оперения птицы были утрачены. К счастью, в фондах Новгородского музея-заповедника хранится аналогичный экземпляр, позволивший восстановить первоначальный облик украшения. В обоих случаях птица изображена в профиль с идентичным декором с обеих сторон.
Специалисты уверенно идентифицировали изображенную птицу как павлина обыкновенного (Pavo cristatus), известного своим великолепным оперением. Доцент кафедры археологии МГУ Наталья Ениосова поясняет, что павлин имел особый статус еще в античности. Эта птица считалась священной и воспринималась как один из символов рая. И христианская, и исламская традиции переняли образ павлина из античного и сасанидского искусства, где он изображался у источников жизни — фонтанов или деревьев. Для последователей обеих религий павлин олицетворял бессмертие и возрождение.
Исследование средневековых документов показало важную роль павлиньих перьев в культуре Византии. Их использовали как в светской жизни двора, так и в церковных обрядах. Особые опахала из этих перьев (flabellum) символизировали крылья ангелов — первые упоминания об их литургическом применении относятся к VI веку. В светской европейской культуре павлиньи перья считались роскошью. Начиная с XII века, высокопоставленные чиновники получили привилегию украшать ими доспехи и конскую упряжь во время торжественных церемоний. Опахалами с серебряными рукоятями также пользовались для облегчения страданий умирающих монархов.
Появление изображений райской птицы на украшениях новгородских женщин отражает сложный процесс восприятия и переработки византийской культуры в местных условиях. Лаборатория геохимии МГУ провела детальный анализ состава металла булавки. С помощью масс-спектрометрии установили, что головка была отлита из высокочистого олова с небольшой примесью свинца (до 5%).
Историкам известно, что в Средние века чистое олово добывали из руд Корнуолла и Девона в Британии. Качество металла напрямую зависело от исходного сырья. Английская руда содержала характерные микропримеси — кобальт, свинец, медь, никель, вольфрам, ртуть, а также следы золота, серебра и титана. Анализ новгородских находок показал полное соответствие этим характеристикам, что позволяет с уверенностью говорить о британском происхождении использованного олова.
При содействии готландских и ганзейских купцов новгородские ювелиры получали оловянное сырье, из которого изготавливали различные серебристые изделия — от крестиков до перстней. Несмотря на высокую стоимость олова, мастера часто использовали его в чистом виде, не разбавляя более дешевым свинцом. Чистое олово идеально подходило для имитации дорогого серебра благодаря своему яркому блеску и устойчивости к потускнению.
Точность изображения павлина на найденных булавках говорит о том, что мастер был хорошо знаком с особенностями этой экзотической птицы и понимал ее символическое значение в христианстве. Виктор Сингх, руководитель раскопок, отмечает, что контекст находки указывает на высокий социальный статус владельцев усадьбы — об этом свидетельствуют берестяные грамоты и другие артефакты.
Хотя булавка изготовлена из сравнительно недорогого материала, ее нельзя считать рядовым изделием. Необычное для новгородского искусства изображение райской птицы и имитация серебра делали украшение престижным аксессуаром для состоятельной жительницы Людина конца средневекового Новгорода.
Информация и фото предоставлены пресс-службой МГУ
Источник фото: исторический факультет МГУ
Источник: scientificrussia.ru





