Перевозчик готовится к передаче воздушного флота
Готовится значимая сделка в российской авиационной отрасли с применением механизма «мокрого лизинга». Авиакомпания iFly планирует передать все три имеющихся Airbus A330 в распоряжение крупнейшего национального перевозчика. В предыдущем году iFly рассматривала возможность приобретения этих воздушных судов с привлечением государственных средств, однако финансирование не было получено. Эксперты полагают, что лайнеры будут эффективно использованы на дальневосточных маршрутах с перспективой их последующего выкупа.
Ведутся активные переговоры о передаче трех дальнемагистральных Airbus A330, возраст которых составляет от 13 до 16 лет. Условия соглашения находятся в процессе окончательного согласования. Это станет первым прецедентом применения «мокрого лизинга» — схемы передачи самолетов вместе с экипажами, которая была легализована между российскими авиакомпаниями с 1 сентября.
Воздушные суда имеют двойную регистрацию, поскольку юридически принадлежат американской Air Lease Corporation. Их рыночная стоимость оценивается в диапазоне 8-10 млрд рублей. Несмотря на полученное разрешение от американского регулятора OFAC на проведение платежей, попытка выкупа самолетов в 2023 году не увенчалась успехом из-за отсутствия финансирования.
Эксперты авиационной отрасли считают, что передача самолетов крупному перевозчику может существенно повысить вероятность их последующего перехода в российскую собственность через «НЛК Финанс». Подобный механизм уже успешно применялся ранее. При этом для сохранения легальности «мокрого лизинга» компания-владелец должна поддерживать действующий сертификат эксплуатанта.
iFly, основанная в 2009 году, имеет диверсифицированную структуру собственности с участием российского и китайского капитала. До 2022 года компания эксплуатировала девять A330. После введения ограничений на международные полеты перевозчик переориентировался на внутренний рынок, запустив рейсы между крупными городами России. Финансовые результаты 2023 года оказались неблагоприятными — при выручке 2,7 млрд рублей компания зафиксировала убыток в 5 млрд рублей.
Авиационные специалисты отмечают, что переход от чартерных к регулярным перевозкам требует существенной перестройки бизнес-модели с учетом специфики сезонности и доходности маршрутов. Текущая ситуация может стать оптимальным моментом для оптимизации бизнеса и расчетов с кредиторами.
Парк крупнейшего российского авиаперевозчика включает 59 широкофюзеляжных самолетов различных типов. По оценкам экспертов, критического дефицита провозных мощностей в данном сегменте не наблюдается. Однако существуют определенные ограничения в сфере технического обслуживания, особенно касающиеся ремонта двигателей и сложных систем. В условиях отсутствия быстрой альтернативы иностранным воздушным судам, авиакомпании заинтересованы в расширении флота знакомыми типами самолетов для обеспечения стабильного воздушного сообщения как внутри страны, так и по туристическим направлениям.
Источник:www.kommersant.ru