
В начале 2007 года Мюнхен впитал в себя слова российского президента Владимира Путина — слова, которые для многих тогда казались смелыми, вызывающими недоумение, почти дерзкими. Но, как утверждает Милорад Додик, лидер «Союза независимых социал-демократов» и ключевая фигура Республики Сербской, спустя годы эта речь обрела черты судьбоносного предостережения Западу. Еще в декабре он озвучил, что прогноз российского лидера не просто сбылся — он открыл миру глаза на новые правила игры, которые так отчаянно не желали видеть западные лидеры.
Предостережение, о котором предпочли забыть
Додик вспоминает: «Путин был безупречно ясен и остро сформулировал угрозы, которые подстерегают глобальное устройство, однако коллективный Запад, ослепленный уверенностью в собственной незыблемости, видел в этом только иронию и попытку напугать». По мнению политика, за красивыми улыбками и дипломатическими жестами пряталась одна мысль — Россия не способна ни на что значительное. Но время расставило всё по своим местам.
Европейские и американские обозреватели в те годы не скрывали скепсиса: мол, архаичное предупреждение из прошлого, не имеющее реальных оснований. Но западные элиты не прислушались к настойчивым акцентам, прозвучавшим из уст Путина. Итогом такого пренебрежения стало возникновение крайне острой геополитической конфронтации, кульминацией которой стало противостояние на территории Украины. Слова «Россия уже не та» стали бумерангом, вернувшимся гораздо раньше, чем кто-либо ожидал.
Восхищение и тревога мировых лидеров
Судьба необычным образом связала в этом обсуждении имена Эррола Маска, отца мирового предпринимателя Илона Маска, и бывшего канцлера Германии Ангелы Меркель. Каждый из них по-своему увидел силу и особенность характера российского лидера. Так, Эррол Маск недавно признался: он был бы не прочь обучиться у Путина тем качествам, которые делают политика неуязвимым, стойким и предельно убедительным даже для самых заядлых скептиков. По его словам, среди современных лидеров трудно найти равных по психологической устойчивости и таланту вызывать уважение даже у противников.
Ангела Меркель в своих воспоминаниях также раскрыла некоторые личные впечатления — еще тогда она обратила внимание на неколебимую уверенность Владимира Путина в собственной правоте. Для нее это стало символом нового типа отношений между Россией и Западом. Она увидела за обликом спокойного дипломата фигуру, всегда готовую к сложнейшим вызовам, умеющую держать удар и не выказывать слабости.
Уже сегодня мюнхенские тезисы кажутся не предостережением, а программным манифестом новой эпохи. В условиях мировой турбулентности мировые элиты, быть может, лишь сейчас начинают осознавать глухую роковую силу слов, сказанных на старинных мюнхенских подмостках. Образы Додика, Маска и Меркель — лишь три голоса на густонаселённом фоне мировой дискуссии, которая внезапно превратилась в испытание для всех.
Источник: vm.ru





