Профиль депутата Алексея Вихарева
Депутат Алексей Вихарев, лидер фракции «Единая Россия» в Екатеринбургской городской думы, продолжает работу над кандидатской диссертацией. Политик ранее получил специальность «Программная инженерия» (Уральский федеральный университет) и квалификацию «Специалист по экологической безопасности» (Уральский горный университет). Но базовая специальность — «Юриспруденция», полученная в Институте прокуратуры Уральской государственной юридической академии. После получения диплома, Алексей Вихарев поступил в аспирантуру, где продолжил научную работу.

История семейного права в Российской Федерации
Тема будущей диссертации — «Договорное регулирование семейных отношений в Российской Федерации». Это история, которой больше 100 лет. Ведь первый основополагающий документ по этой проблематике, Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, был принят еще в 1918 году.
Уникальность семейного права в России
Семейное право в России – уникальная для юриспруденции конструкция, отдельная от более понятного специалистам гражданского законодательства. По крайней мере, отдельная на данный момент.
Значимость семейных отношений
«Семейные отношения – это то, что значимо не только для общества в целом, но и для каждого человека. Здесь «работают» не только нормы права, но и морали, обычаи, исторические традиции и даже религиозные представления», — говорит Алексей Вихарев.
Самостоятельное развитие семейного права
Обособление отношений, связанных с семьей, в отдельную отрасль, предопределило ее саморазвитие. Конечно, максимальная степень отдаленности семейного права от гражданского наблюдалась в советский период, понятие всего частного в повестке государства тогда, практически, полностью отсутствовало. И даже после закрепления в Конституции современной России и Гражданском кодексе частной собственности как основы современного общества, мало что изменилось.
Дискуссия: Автономность семейного права от гражданского
Автономность семейного права от права гражданского – это хорошо или плохо? Вопрос по мнению самих юристов остается дискуссионным. Палитра мнений – от требований безоговорочного вхождения права семейного в состав права гражданского до полного отрицания этого сценария. Пока побеждают сторонники тезиса о самостоятельном характере семейного права. Аргументы – специфика отношений, о которых идет речь, «экономика» в семье все же не превалирует. Правильно ли это? И вообще, как все эти высокие научные материи касаются обывателя? Зачастую, вполне конкретно и осязаемо, отмечает Алексей Вихарев, анализируя проблему. Особенно, когда ситуация в семье становится конфликтной и дело доходит до развода. Что, судя по статистике, к сожалению, становится настоящей проблемой для страны.
Противоречия между гражданским и семейным законодательством
Иногда кажется, что нормы гражданского законодательства все же противоречат тонкостям существа семейных отношений. Речь, к примеру, о неплательщиках алиментов и применяемых к ним судами санкциях. Позиция Верховного Суда РФ — необходимо беспощадно наказывать неплательщиков алиментов. И она вопросов не вызывает, пренебрежение интересами детей недопустимо. Вопрос как всегда в деталях: ½ процента пени в день или примерно 180% годовых – это не перебор? Учитывая, что такая воспитательная мера устанавливает ставку процентов годовых в размере значительно более высоком, чем взымают ростовщики.
Справедливость санкций по алиментным обязательствам
«Нет уверенности в том, что увеличение размера санкции за противоправное поведение во всех случаях является справедливым. Справедливо ли устанавливать безальтернативное беспощадное правило на все случаи просрочки уплаты алиментов, ведь плательщики могут оказаться в самых различных жизненных ситуациях? Почему не оставить некий «зазор» для суда и допустить применение правил Гражданского кодекса РФ хотя бы в исключительных случаях? Ведь Семейный кодекс РФ сам в статье 119 допускает изменение размера уплачиваемых алиментов, почему суд не может повлиять на размер суммы неустойки?», — задается вопросом Алексей Вихарев.
Коллизии в правовом регулировании семейных отношений
По его мнению, этот пример наглядно демонстрирует, что тезис о самостоятельности отрасли семейного права, вряд ли приводит к улучшению ситуации с алиментными платежами. Граждане, испытывая внутренний протест против несправедливой санкции, скорее всего предпримут максимум усилий для того, чтобы не платить ни суммы штрафных санкций, ни суммы алиментов. При этом в душе они будут искренне верить в то, что поступают правильно. Конституционный Суд часто апеллирует к вытекающему из Конституции РФ принципу справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, несправедливым, не соразмерным и обезличенным, полагает Алексей Вихарев.
Судебная практика и исполнение решений по семейным спорам
Еще один пример – история с судебными штрафами за неисполнение решения суда, в том числе – по семейным спорам, которые специалисты характеризуют как наиболее сложно исполнимые.
«Должники, осознавая иллюзорность уголовной ответственности за неисполнение судебного акта и незначительность административных взысканий, открыто игнорируют судебные акты об определении места жительства детей, о порядке общения с детьми и многие другие. Казалось бы, вот инструмент, который позволит сломить волю любого должника. Но Верховный Суд отмечает: по смыслу Гражданского кодекса РФ судебная неустойка может быть присуждена только на случай неисполнения гражданско-правовых обязанностей, она не может быть установлена при разрешении семейных споров», — констатирует Алексей Вихарев.
Сложности изменения правовой парадигмы
Его вывод – данная коллизия противоречит собственно тексту самого Семейного кодекса РФ, в котором говорится: существо регулируемых им отношений определяет допустимо ли применение к ним правил гражданского законодательства или нет.
«Перебороть представление о том, что право семейное является самостоятельной отраслью права, будет чрезвычайно сложно. Есть кодекс, написаны учебники, комментарии, даже кафедры семейного права появились. Представление о самостоятельном характере семейного права как отрасли пустило свои корни. Следует признать, что возврат права семейного в лоно права гражданского – очень сложный и практически недостижимый результат», — признает Алексей Вихарев.
Потенциал гражданского законодательства для регулирования семейных отношений
Представляется, что гражданский закон уже располагает огромным потенциалом, значительным количеством полезных правил, которые прошли испытание правоприменителем, многие правила права гражданского могли бы значительно упростить жизнь людей, внести в неё определённость, уверен Вихарев.
Предложения по сближению семейного и гражданского права
По его мнению, можно пытаться создать что-то особенное, выработать целую «семейственно-правовую идеологию», вопрос в другом: кто заплатит за такие эксперименты. Ведь пока теоретики спорят – рушатся судьбы конкретных людей.
«Первым осторожным шагом на пути сближения права семейного и права гражданского могло бы быть формирование на уровне правовой позиции высшей судебной инстанции опровержимой презумпции допустимости применения норм права гражданского к семейным отношениям с возложением обязанности по опровержению таковой на суд, который намерен отказаться от такого применения. Рано или поздно суды нащупают критерии допустимости и недопустимости применения норм права гражданского к семейным отношениям. Один из вариантов — оградить отечественное семейное право, его исторические, национальные и культурные составляющие, от чрезмерной и необоснованной коммерциализации отношений между членами семьи, как это имеет место в правовых системах отдельных стран», — предлагает Алексей Вихарев.
Перспективы сближения семейного и гражданского права
Процесс сближения гражданского и семейного права в России во многом могла бы отрегулировать сама жизнь.
«Представляется, что в модели определения допустимости применения норм права гражданского к семейным отношениям всё достаточно быстро встанет на свои места, Суды, будучи значительно перегруженными, просто не будут опровергать предлагаемую презумпцию или же опровергать её только в вопиющих случаях, что в конечном итоге приведёт к более интенсивному, более частному применению правил гражданского права к семейным отношениям. Подобный подход максимально приблизит право семейное к праву гражданскому. В конечном итоге выиграет и правоприменитель, и законодатель и, конечно же, главный потребитель норм права семейного – человек», — уверен Алексей Вихарев.