Вышел на экраны «Снег в моем дворе» Бакура Бакурадзе

В прокате появилась новая работа талантливого режиссера Бакура Бакурадзе «Снег в моем дворе», снятая в живописном Тбилиси. Это, несомненно, одна из самых ярких и человечных картин 2024 года в отечественном кинематографе.
В центре сюжета — амбициозный продюсер (блестяще сыгранный Гариком Мартиросяном), который настойчиво убеждает московского режиссера Гиви отказаться от авторского кино в пользу коммерческого проекта, предлагая солидный гонорар.
Гиви мягко отклоняет предложение. В его творческих планах — история давнего друга Левана (роль исполняет Леван Гоголадзе), с которым они воссоединились в социальных сетях спустя три десятилетия. Узнав о проблемах со здоровьем старого приятеля, Гиви начинает поддерживать его финансово, платя за записи о повседневной жизни. Эти заметки о «ничегонеделании» становятся основой для будущего авторского фильма.
Роль Гиви исполняет сам Бакурадзе, привнося в картину тонкую самоиронию и раскрывая свое творческое кредо. За 16 лет режиссер создал четыре картины, сделав девятилетний перерыв между «Братом Дэяном» (2015) и «Снегом». В этот период он работал над сценариями масштабных проектов Клима Шипенко — «Салют-7» (2017) и «Вызов» (2022). Подобно легендарному Джону Кассаветису, Бакурадзе использует коммерческие проекты как возможность для реализации собственных творческих замыслов.
Режиссер мастерски погружает зрителя в особый мир своих героев — людей, застывших во времени, чья жизнь наполнена мелкими, порой суетливыми действиями. Это не мертвые среди живых, а живые в особом измерении, где время словно остановилось. Бакурадзе относится к своим персонажам с искренней теплотой и пониманием.
В галерее его героев — карманник из «Шультеса» (2008) с потерянной памятью, сербский генерал Дэян, скрывающийся от правосудия, и теперь Леван — бывший регбист, живущий в своем замкнутом мире. Его будни наполнены простыми заботами: сон в холодной квартире, забота о ногах, редкие встречи с детьми, живущими с матерью, безуспешные попытки решить бытовые проблемы.
Фильм развивается неспешно, следуя канонам авторского кино. Каждое действие, будь то переодевание Гиви перед свиданием или утреннее облачение Левана, показано с особым вниманием к деталям.
В жизни Левана есть верные спутники — собаки Джесси-большая и Джесси-маленькая. Удивительно естественно в картине существуют животные: собаки, овцы (появляющиеся в философских беседах во снах Левана) и котенок, которого приютил Гиви.
Колоритный персонаж — сосед Сандро, вернувшийся из Европы после депортации. Он помогает Левану выживать, добывая необходимое не всегда законными методами: будь то яйца для завтрака, очки из аптеки или консервы из магазина.
Тбилиси в фильме предстает особым миром, где происходит непрерывный круговорот событий, связанных с автомобильными покрышками. История их перемещения от владельца Барбакадзе через руки Левана и Сандро, превращение в домик для Джесси-маленькой и последующая перепродажа создает причудливый узор повествования.
Судьба персонажей меняется: Сандро уезжает в Амстердам после истечения срока депортации, Джесси-большая тихо уходит из жизни. Тбилиси, великолепно снятый оператором Алишером Хамидходжаевым, становится еще одним героем фильма — городом, застывшим под неожиданным снегом, с трещинами на стенах и умирающими старинными двориками.
Бакурадзе, преодолевший собственную творческую паузу, готовится к новому проекту — фильму «Лермонтов». Интригует, как режиссер представит поэта — человека, также жившего в эпоху, требовавшую особого мужества и стойкости.
Источник: www.kommersant.ru