в анимационном фильме Мишеля Хазанавичюса «Самый ценный груз»

Знаменательное событие в мире анимации — выход фильма Мишеля Хазанавичюса «Самый ценный груз», который стал участником основного конкурса Каннского кинофестиваля 2024 года и получил три номинации на престижную французскую премию «Сезар». Картина представляет собой уникальное художественное осмысление трагических событий через призму детской сказки.
Анимационная лента стала первой в своем роде за последние шестнадцать лет в каннском конкурсе после показа документальной драмы израильского режиссера Ари Фольмана о событиях Ливанской войны. Хазанавичюс, чьи корни уходят в литовскую еврейскую культуру, обращается к важнейшим страницам истории своего народа. Режиссер избрал необычный подход, облачив повествование в форму народной сказки, следуя примеру писателя Жан-Клода Грюмберга, чье произведение легло в основу авторского сценария.
История начинается как классическая сказка: «Жили-были в огромном темном лесу бедный лесоруб и его бедная жена». Повествование ведется голосом легендарного Жан-Луи Трентиньяна (1930-2022), для которого эта работа стала последней, а в русской версии зрители услышат Александра Петрова. Супруги, потерявшие когда-то собственное дитя, живут простой жизнью: он смирился с утратой, она продолжает тосковать, что передается через выразительные, строгие линии анимации.
Мимо их дома ежедневно проходит поезд, и женщина, обращаясь к «богам поезда», просит о малом — еде или одежде. Судьба отвечает неожиданно — из товарного вагона выпадает сверток с маленькой девочкой, укутанной в роскошную шаль с сине-золотым узором. Для женщины это становится настоящим чудом, знаком свыше.
Сюжет усложняется, когда лесоруб выражает резкое неприятие ребенка, считая его представителем «чужой расы», которых он называет «бессердечными». Несмотря на требования мужа избавиться от младенца, женщина проявляет материнскую стойкость. Она находит поддержку у соседа, ветерана прошлой войны, и обменивает драгоценную шаль на козье молоко для малышки.
Режиссер мастерски создает атмосферу вневременности, постепенно раскрывая истинный исторический контекст. Внутренний конфликт лесоруба углубляется – он начинает сомневаться в правильности общепринятых суждений о «бессердечных». Ночами его преследуют видения пассажиров поезда: матери девочки, ее сестры-близнеца, отца, решившегося на отчаянный шаг ради спасения хотя бы одной дочери.
Действие разворачивается в военной Польше, где поезда следуют в Освенцим, а шаль оказывается священным талесом. Реальность прорывается сквозь сказочную канву даже после того, как лесоруб принимает ребенка. Вокруг остаются люди, готовые выдать «чужака» властям, причем их действия основаны не на неведении, а на осознанном принятии происходящего.
Повествование разделяется на два пути. В первом торжествует добро, спасая невинное дитя. Во втором показана судьба отца девочки, достигшего конечной станции. Эти короткие, но пронзительные сцены наполнены глубоким трагизмом. Хазанавичюс избегает излишней драматизации, но создает образы, которые остаются в памяти независимо от того, насколько зритель знаком с исторической хроникой. Режиссер подчеркивает важность сохранения памяти о реальных событиях, которые могут показаться далекой сказкой, но остаются неотъемлемой частью нашей истории.
Источник: www.kommersant.ru