Авиакомпаниям предложили оценить переход на «зеленый керосин», которого в России нет

Министерство энергетики совместно с Министерством транспорта инициировали масштабный опрос среди авиакомпаний для оценки их готовности к использованию биотоплива. Данная инициатива реализуется в рамках подготовки национального проекта по развитию биоэкономики. До 2022 года авиаперевозчики проявляли активный интерес к экологичному топливу, что было связано с планируемым введением платежей за выбросы CO2 при международных полетах. На текущий момент компании отмечают отсутствие технических возможностей и экономических стимулов для такого перехода, учитывая более высокую стоимость биотоплива и отсутствие его производства в России.
Ведомства запросили у авиакомпаний детальную оценку перспектив применения биотоплива, включая анализ возможных рисков и затрат на переоснащение. В рамках запроса перевозчикам предложено рассмотреть возможности получения налоговых льгот при использовании экологичного топлива согласно международным экологическим стандартам.
Инициатива реализуется под руководством первого вице-премьера Дениса Мантурова в контексте разработки федерального проекта по биоэнергетике. Министерство промышленности и торговли, курирующее данный нацпроект, ожидает подробный отчет от Минэнерго по результатам исследования.
Крупнейшие авиакомпании подтвердили получение соответствующих запросов. По информации из источников, близких к Министерству транспорта, авиаперевозчики демонстрируют осторожный оптимизм, признавая при этом текущие технические и экономические ограничения.
Российские авиакомпании начали подготовку к внедрению экологичного топлива еще до 2022 года, учитывая планы Международной организации гражданской авиации (ICAO) по введению углеродных платежей с 2027 года в рамках программы CORSIA. Значительный прогресс был достигнут в 2021 году, когда национальный перевозчик заключил соглашение с крупной нефтяной компанией о поставках экологичного авиатоплива SAF. Важным достижением стал первый в России полет с использованием биотоплива, выполненный компанией S7 в декабре 2021 года.
На сегодняшний день в России отсутствует собственное производство авиационного биотоплива. Однако ведущие нефтяные компании продолжают активную работу над созданием соответствующих технологий и производственных мощностей.
Авиакомпания S7 подчеркивает необходимость комплексного подхода к внедрению биотоплива, включая разработку технических стандартов, правового регулирования и создание специализированной инфраструктуры в аэропортах. Компания Smartavia также проявляет интерес к использованию биотоплива при условии налаживания его производства в России и получения необходимых сертификатов.
Эксперты отрасли отмечают важность поэтапного подхода к внедрению биотоплива, начиная с разработки государственных стандартов и требований к топливу и оборудованию. Особое внимание уделяется необходимости проведения испытаний на отечественных воздушных судах.
Экономический аспект внедрения биотоплива остается одним из ключевых вызовов. По оценкам аналитиков, использование экологичного топлива может привести к увеличению стоимости авиабилетов на 250-300 рублей даже по ценам 2021 года.
Эксперты отмечают, что без дополнительных мер государственной поддержки широкое внедрение биотоплива затруднительно. Специалисты объясняют высокую стоимость биокеросина значительными затратами на сырье, энергоемкостью производства и небольшими объемами выпуска. По данным аналитиков, стоимость биокеросина в Северо-Западной Европе на начало 2025 года прогнозируется на уровне $1,75-2,05 тыс. за тонну, что существенно превышает цену традиционного авиакеросина.
Несмотря на возможное снижение себестоимости биокеросина на четверть к 2050 году благодаря развитию технологий и увеличению объемов производства, эксперты прогнозируют сохранение значительной разницы в цене по сравнению с традиционным топливом. При этом экологический эффект от использования биотоплива будет способствовать развитию данного направления в долгосрочной перспективе.
Источник: www.kommersant.ru